Выбор имени - дело очень важное:
человек и его имя составляют одно неразрывное
целое. Достаточно сказать, что Всевышний вывел
евреев из Египта также и за то, что они сохранили
свои еврейские имена. Во тьме и скверне
египетского рабства евреи утратили многие
духовные ценности, но они не стеснялись своих
еврейских имен - и были спасены. В
еврейской традиции есть ряд правил, касающихся
имен. Вот основные из них:
- Существует древний обычай называть детей
именами ближайших родственников: отца, матери,
бабки и т.д. Среди ашкеназских евреев не принято
давать ребенку имя человека, который жив.
- Широко распространен обычай
давать детям имена праотцов еврейского народа,
великих цадиков, известных раввинов. Считается,
что заслуги и праведность великого человека
помогают тому, кто носит его имя, идти по верному
жизненному пути.
- Часто отец дает сыну имя человека, у которого
учился Торе.
- В последние столетия распространился обычай
давать ребенку двойное имя. Есть целый ряд
устоявшихся "пар": Йегуда-Лейб, Моше-Хаим,
Цви-Гирш, Менахим-Мендл и т.д. Часто один из
компонентов двойного имени - ивритское имя,
второй - идишистское; они связаны либо по смыслу
(например, Цви-Гирш: цви- "олень" на иврите,
гирш-на идише, Арье-Лейб: арье- "лев" на
иврите, лейб- на идише), либо по звуковой схожести
(например, Эфраим-Фишл, Менахим-Мендл,
Йегошуа-Гешл). В древности двойных имен не давали,
разве что тяжело заболевшему добавляли второе
имя. Начиная с эпохи средних веков этим именем
обычно бывает Хаим или Хай (у сефардов и
восточных евреев), т.е. "жизнь", "жив".
Мальчику дают имя во время обрезания,
девочке в синагоге, обычно в первую субботу после
рождения, когда отца вызывают к Торе и читают
молитву о ниспослании здоровья матери и
новорожденной.
Имя, которое вписывают в брачный контракт,
под которым человека вызывают к Торе и т.п.,
должно быть полным. Оно состоит из собственного
имени и имени отца. Напимер: Ицхак бен(сын) Аврайм
или Дина бат (дочь) Яаков. Если отец происходит из
коганым или левиим, к имени сына добавляют
соответственно гакоген или галеви.
Наречение ребенка не является неким
мистическим ритуалом, посредством которого он
приобщается к иудаизму. Другими словами,
еврейское имя, само по себе, не делает человека
евреем. И наоборот, отсутствие такого имени вовсе
не означает, что человек не является евреем.
Принадлежность к нашему народу определяется
совсем другими факторами.
По отрывкам книги
Хаима Донина "Быть евреем". |